Интуиция в принятии бизнес-решений
Рациональное использование интуиции 

 

Интуиция в принятии бизнес-решений

На тренингах и семинарах в основном рассматриваются техники, которые тренируют сознательную функцию. Они основаны на стереотипах, привычках, парадигмах мышления. Однако многие управленцы уверены, что часто решения принимают интуитивно. Действительно ли они имеют в виду интуицию? Как формируется способность? В этом разбирался Александр Островский. 

 

Что в настоящий момент предлагает менеджерам и предпринимателям мировой рынок бизнес-образования в области формирования навыков принятия решений и разрешения проблемных ситуаций? 

В основном, на тренингах, семинарах, программах МВА рассматриваются техники, базирующиеся на использовании различных стилей мышления, на структурированных логических подходах. Например, это метод принятия решений Эдварда де Боно «Шесть думающих шляп», метод «мозговой атаки», причинно-следственный анализ или диаграмма Ишикавы, метод создания приемлемых вариантов, техники выделения и оценки рисков и последствий и ряд других. Что объединяет эти методы? Они задействуют, тренируют мыслительный аппарат менеджера, его сознательную функцию, то есть «эксплуатируют» лишь малое измерение сознательного (20%), которое к тому же работает в четко заданных координатах, заученных моделях (стереотипы, привычки, ментальные модели, парадигмы мышления). 

Многие управленцы часто говорят, что они приняли то или иное решение интуитивно. Но действительно ли они имеют в виду интуицию, и насколько точно они ее понимают и прочитывают? 

Что представляет собой интуиция? Интуиция – это предвосхищение логики развертывания реальности, видение структуры действий или событий до появления следствий. 

Это предвосхищение является естественным жизненным автоматизмом человека. Мы устроены так, что обладаем естественной способностью «прочитывать» реальность, касающуюся нас. Посредством природных инстинктов жизнь продвигается вперед, выбирая приоритеты в окружающей среде. Эти приоритеты (или оптимальные выборы) касаются не только биологического выживания, они имеют и социальный радиус действия: отношения, бизнес, политика. Наши «озарения», сновидения, предчувствия – постоянно указывают либо на выигрышное дело, либо сигнализируют об опасности. Спонтанность, в виде интуиции, не догадывается о том, как обстоят дела, – там нет места догадкам, – она уже знает наиболее экономичный способ получения выгоды, определенное решение, следование которому позволит выиграть. Именно так мы задуманы природой – способными выбирать лучшее для себя. 

Интуиции как способу принятия решения понятия риск и вероятностность не знакомы. И интуиция – это даже не способ принятия решения, так как она уже содержит решение, то есть обозначает всю совокупность реальных отношений, всю ситуацию в целом, положение человека по отношению к конкретной проблеме, факту. Она как бы говорит нам: «Это так!» или «Это мое, сделай это!». 

Использование интуиции в области принятия бизнес-решений можно описать следующими пунктами: 

1) Интуиция способна указать потенциальную выгоду в разворачивающейся деловой ситуации или бизнес-контексте. В данном случае интуиция возникает тогда, когда уже есть возможность реализовать то, о чем она возвещает. Но также верно и обратное – интуиция способно указать на ошибку, предотвратив потери и крах. 

2) Интуиция способнауказать на точное действие, которое необходимо предпринять для решения затруднения или проблемы, она способна указать на человека или группу людей, являющихся ключевыми фигурами в ситуации, взаимодействие с которыми способно принести прибыли или же разрешить возникшее затруднение; 

3) Интуиция указывает на то, как обстоят дела в данный момент во всех аспектах, касающихся лидера: здоровье, его семья, его дело, сотрудники, отношения с государством и т.д. 

Как формируется способность человека улавливать и понимать спонтанность интуиции? 

1) Необходимо, прежде всего, точно настроить «измерители реальности»: очистить органы чувств, органы восприятия. Перепроверить: чувство, эмоция, которое испытываете – насколько они отражают реальность и соответствует вам? 

2) Понять и научиться лучшим образом «обслуживать» свои инстинкты (сон, способ питания, стиль одежды, нарциссизм, стремление к победе, эгоизм, секс, гордость, агрессивность, способ проявления во вне и т.д.). То есть, узнать себя, понять, каков «ваш стиль жизни», что наиболее подходит именно вам. 

Очень часто, когда говоришь менеджерами или владельцам, которые хотят приобрести способность прочитывать свою интуицию, что именно с этого стоит начать, многие или пропускают это мимо ушей, или говорят: «И это техника? И с этого надо начинать? А когда вы нам предложите схему прочитывания интуиции?». Но чудес не бывает и, прежде всего, необходимо узнать себя, чтобы приобрести ясность и прозрачность в том, что «это для меня, а это не для меня». В этом процессе никто субъекта заменить не сможет. 

3) Но самое главное – это постоянно «перепроверять чистоту» собственного сознания на предмет его точного отражения реальности. То есть необходимо разбивать фиксированности, изменять внутренние отношения к ситуациям. Необходимо (самостоятельно, а лучше с помощью эксперта) провести критическую ревизию собственных убеждений, мнений, верований, пересмотреть личные привязанности, привычные эмоциональные реакции. 

Необходимо провести смиренное внутреннее исследования себя самого. После понимания этого человек, если захочет, сможет перестать предавать себя. И тогда будет проявляться его природная интуиция, которая не ведает ошибок.